Как разработать бизнес-план
Бизнес-план представляет собой программу предпринимательской деятельности. По своей форме - это документ, который является одним из основных инструментов предпринимателя по привлечению внешних финансовых ресурсов.
Этот документ предоставляет владельцу финансовых ресурсов информацию для переговоров и демонстрирует основательность предпринимательского проекта.
Приступая к бизнес-планированию, следует иметь ввиду, что разработка даже самого небольшого бизнес-плана, включая сбор необходимых сведений и оформление, занимает обычно не менее двух недель напряженной работы.
Признаком хорошо разработанного бизнес-плана является наличие содержательной и достаточно полной информации во всех его разделах, а также внимание к деталям. При разработке и оформлении бизнес-плана следует ориентироваться на объем в 15 - 35 страниц.
Бизнес-план - документ, который должен привлечь внимание потенциальных партнеров и инвесторов, поэтому он должен хорошо выглядеть. Применяйте деловую графику (графики, диаграммы, схемы, таблицы), которая позволяет лучше воспринимать представленные сведения. Используйте простой и четкий стиль изложения, избегайте профессионального жаргона.
Следует точно знать, лицензируется ли вид предпринимательской деятельности, которым предприниматель планирует заняться. Если да, то какой орган исполнительной власти осуществляет это, и что для этого требуется (документы, квалификация персонала и т.д.).
Существует общепринятый круг сведений, которые обычно излагаются в бизнес-плане вне зависимости от сферы деятельности, сформированные в приведенную ниже структуру, которую мы рекомендуем использовать предпринимателям:
- Титульный лист
- Резюме (3-5 стр.)
- Описание заявителя проекта (не более 5 стр.)
- Исследование рынка (не более 10 стр.)
- Описание проекта (не более 10 стр.)
- Маркетинговая стратегия (5-7 стр.)
- Производственный план (5-7 стр.)
- Оценка риска
- Финансовый анализ